Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Алан Уотс
Книга о табу на знание о том, кто ты есть

ОГЛАВЛЕНИЕ

МОИМ ДЕТЯМ И ВНУКАМ.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
ГЛАВА 1 ТАЙНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
ГЛАВА 2 ИГРА В ЧЕРНОЕ-И-БЕЛОЕ.
ГПАВА 3  КАК БЫТЬ ИСКУСНЫМ ПРИТВОРЩИКОМ.
ГЛАВА 4 ВЕСЬ МИР — ТВОЕ ТЕЛО.
ГЛАВА 5 И ЧТО ЖЕ ТЕПЕРЬ?
ГЛАВА 6 ЭТО.
ЛИТЕРАТУРА.


МОИМ ДЕТЯМ И ВНУКАМ

Джоанне, Дейвиду, Элизабет, Кристоферу, Типе, Марку, Ричарду, Лиле, Диане, Анне, Майре, Майклу

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга исследует не признаваемое, но довольно сильное табу — наш заговор молчания вокруг знаний о том, кем или чем мы в дейст­вительности являемся. Кратко содержание книги можно выразить так: ощущение нами себя в виде отдельного эго в мешке из кожи яв­ляется галлюцинацией, которая не соответствует ни последним от­крытиям западной науки, ни экспериментальной философии-религии Востока, в частности, учению веданты — центральной философской системе индуизма. Эта галлюцинация лежит в основе неправильного использования технических средств, в результате чего необратимо изменяется естественное окружение человека.

В сложившейся ситуации очень важно, чтобы у нас выработа­лось новое отношение к жизни, которое будет лучше соответство­вать физическим фактам и поможет нам преодолеть чувство отчу­ждения от Вселенной. Чтобы показать возможность такого нового взгляда на жизнь, я воспользовался интуитивными прозрениями ведан-тистов, но изложил их на современном, понятном для западного чита­теля языке. Поэтому моя книга не претендует на роль учебника по философии веданты и не является популярным введением в эту систе­му. Скорее она является результатом взаимного обогащения западной науки и восточной интуиции.

Здесь также уместно выразить благодарность моей жене Мэри Джейн за внимательное редактирование рукописи и замечания по ее содержанию. Я также признателен Организации Боллингена за фи­нансовую поддержку проекта, который предусматривал написание этой книги.

Сосалито, Калифорния

Январь 1966

Алан Уотс

 

Что следует молодому человеку или девушке знать для того, чтобы их можно было причислить к «сведу­щим»? Другими словами, существуют ли в нашем обществе табу на какие-то знания о жизни человека и существовании мира? Есть ли какие-то тайные сведения, которые либо неиз­вестны большинству родителей и учителей, либо никогда от­крыто не высказываются?

В Японии когда-то был распространен обычай давать мо­лодым людям, которые собирались пожениться, «постельную книжечку». Это был маленький томик отпечатанных с ксило­графических клише цветных картинок, изображающих все по­дробности полового сношения. Такой обычай существовал не только потому, что, как говорят китайцы, «один рисунок сто­ит тысячи слов». Давая книжечку своим взрослым детям, ро­дители получали возможность избежать неловкой ситуации, в которой им пришлось бы объяснять своим детям интимные подробности с глазу на глаз. Между тем в наши дни на Запа­де подобную информацию можно найти на любом книжном лотке. Секс больше не является серьезным табу. Подростки нередко знают о нем не меньше взрослых.

Но если секс теперь не является табу, на какие сведения, в таком случае, наложен запрет? Ведь в обществе всегда су­ществует что-то запретное, подавленное и не признаваемое всеми. Речь идет о сведениях, открытое обсуждение которых вызывает у людей сильное беспокойство, и поэтому они, как правило, закрывают на них глаза. Табу окружают табу, слов­но слои луковицы. О чем же тогда должна быть Книга, кото­рую отцы могли бы исподтишка — не признавая открыто ее существования — подсунуть своим сыновьям, а матери своим дочерям?

В некоторых кругах запрет наложен на все, что связано с религией. Так зачастую принято даже среди тех, кто ходит в церковь и читает Библию. Здесь религия является личным делом каждого. Разговаривать о ней, задавать вопросы или, что еще хуже, открыто демонстрировать свою набожность в обществе таких людей считается признаком плохого тона и даже неприличным. Но если тебе все же удастся проникнуть в святая святых одной из бесчисленных современных религий, ты будешь озадачен, вокруг чего вообще разыгрывается все это представление. Очевидно, что Книга, которую я имею в виду, не может быть Библией, или «Благой Вестью». Ведь с этой антологией древней мудрости, исторических преданий и мифов так долго обращались как со священной коровой, что было бы нелишним подержать ее пару столетий под замком для того, чтобы потом люди смогли взглянуть на нее свежим взглядом. В Библии, действительно, иногда речь идет о тай­нах, среди которых есть такие, разглашение которых связано с некоторым риском, однако все они изложены с помощью архаичных символов и упрятаны за традиционными интерпре­тациями. Потому объяснить людям суть христианства с каж­дым веком становится все труднее, если, конечно, не сводить это объяснение к проповеди хорошего поведения и агитации подражать Христу, — однако ни один проповедник не объяс­няет, как научиться поступать так, как он. Говорят только, что для этого ты должен обладать даром Божьим, который назы­вают «милостью». Между тем о милости мы по существу зна­ем лишь то, что одни получают ее, а другие нет.

Стандартные современные религии — такие, как иудаизм, христианство, ислам, индуизм и буддизм — в своем нынеш­нем виде напоминают отработанные рудники: здесь очень трудно что-то найти. За некоторыми исключениями, обнару­жить которые не так-то легко, их идеи о человеке и мире, их образы, обряды и представления о хорошей жизни не со­гласуются с современными научными знаниями о Вселенной. Ведь в наши дни окружающий мир изменяется так быстро, что почти все изученное человеком в школе устаревает еще до того, как он успевает ее окончить.

Книга, которую я задумал написать, не будет религиоз­ной в обычном смысле, и тем не менее в ней найдется место для обсуждения многих вопросов, которыми занимаются рели­гии. На ее страницах мы поговорим о Вселенной и месте в ней человека, о таинственном средоточии жизненного опыта, назы­ваемом нами «я», о проблемах жизни и любви, страдания и смерти, а также обо всем, что связано со смыслом жизни в любом понимании этого слова. Ведь с каждым годом все боль­ше людей убеждаются в том, что существование — это беско­нечная и бессмысленная гонка, напоминающая вращение бел­ки в колесе.

Живые организмы, в том числе и людей, можно уподо­бить трубкам, которые поглощают вещество с одной стороны, а затем выделяют с другой. Благодаря этому они могут суще­ствовать, однако не очень долго, потому что через некоторое время изнашиваются. Чтобы продолжать этот фарс, трубки научились производить на свет новые трубки, которые тоже умеют поглощать с одной стороны, а затем выделять с другой. С того конца, который поглощает, они развили у себя нерв­ный узел, называемый мозгом. К нему с помощью нервов под­ключены глаза и уши, благодаря чему трубкам легче удается преодолевать препятствия, отделяющие их от пищи. Еще одна особенность трубок состоит в том, что, наевшись, они начина­ют использовать избыток энергии для ползания по поверхно­сти земли по хитроумным траекториям. При этом они издают всевозможные звуки с помощью отверстия для заглатывания пищи и собираются в группы для борьбы с другими трубка­ми. Со временем трубки научились наращивать вокруг себя так много различных приспособлений, что их бывает трудно узнать, причем делать это они умудряются с потрясающей изо­бретательностью. Кроме того, среди них действует какая-то не до конца ясная договоренность не пожирать трубки своего вида, которая тем не менее не мешает им упорно соревновать­ся в том, кто станет трубкой высшего разряда. Вся их деятель­ность кажется забавной суетой, и чем дольше ты думаешь об этом, тем очевиднее тебе становится, что забавы здесь больше, чем суеты. В любом случае, все это необычайно странно.

Своеобразным просветлением можно назвать чувство, ко­торое говорит нам, что обычное и обыденное странно, неверо­ятно и даже как-то жутко. Г.К. Честертон когда-то заметил, что одно дело удивляться горгоне или грифону — существам, которых в природе не существует, — а другое дело удивлять­ся носорогу или жирафу, которые встречаются в природе, но выглядят так, словно попали в наш мир из сказки. Чувство­вать странность всего, что нас окружает, означает каждый раз по-новому видеть самые обычные вещи. Почему из всех воз­можных миров существует лишь этот один с таинственно ис­кривленным пространством-временем? Почему в пространстве разбросаны колоссальные и на первый взгляд никому не нужные скопления галактик, в одной из которых живые трубки самостоятельно развлекаются игрой в «кто кого съест»? Откуда это неописуемое разнообразие форм, наблю­даемое нами в мире, в котором можно встретить все — от утонченной структуры снежинки и молекулы до поразитель­ного великолепия птицы-лиры и фазана?

Людвиг Виттгенштейн и другие современные «логиче­ские» философы попытались подавить подобные вопросы, ут­верждая, что они бессмысленны, и поэтому их не следует за­давать. Они утверждают, что большинство философских про­блем решаются осознанием того, что этих проблем не сущест­вует. Это осознание подразумевает ясное понимание того, что вопросы типа «Почему существует Вселенная?» возникают вследствие предрасположенности человека к особого рода ин­теллектуальному неврозу. Эта болезнь ума проявляется в не­правильном использовании слов, которые хотя и звучат ос­мысленно, однако фактически являются такими же бессмыс­ленными, как вопрос «Где находится Вселенная?». Ведь сама постановка этого вопроса свидетельствует о непонимании, ведьгде-то может находиться только вещь, пребывающая внутри

Вселенной. Таким образом, задача философии сводится к тому, чтобы вылечить людей от привычки задавать бессмыс­ленные вопросы. Виттгенштейн, как мы увидим позже, в чем-то был прав. Однако удивление — это не болезнь. Способ­ность удивляться и выражать свои чувства в поэзии и искус­стве относится к числу самых существенных качеств, которые отличают человека от других животных, а разумных и прони­цательных людей — от идиотов.

Существует ли, в таком случае, во всей этой восхититель­ной картине мироздания какая-то «недосказанность» — нечто никогда не сообщаемое в виде Ответа традиционными рели­гиями и философскими системами? Существует. Знающие го­ворили о нем неоднократно, но таким образом, что мы, жите­ли этой конкретной цивилизации, сейчас не понимаем, о чем идет речь. Мы не представляем себе, какие серьезные и даже пагубные последствия может повлечь за собой разглашение этих сведений. Дело в том, что оно не только даст толчок к изменениям в политической и моральной сферах, но и повлия­ет на наше мировоззрение: наш здравый смысл может оказать­ся вывернутым наизнанку и поставленным с ног на голову. В настоящее время мы еще не имеем четкого представления о том, какими могут быть эти изменения в политике и морали. Ведь до сих пор подобная внутренняя революция была уделом лишь небольшого числа индивидов. Насколько я знаю, она никогда не затрагивала большие группы и сообщества людей. Поэтому не удивительно, что она считается опасной. Отсюда необходимость запрета.

Однако сегодня наш мир находится в чрезвычайно опас­ной ситуации, а для лечения серьезных болезней, как извест­но, зачастую требуется принимать решительные и рискован­ные меры. Примером может служить использование при бе­шенстве сыворотки Пастсра. Ведь опасность нашего положе­ния не исчерпывается тем, что мы можем просто взорвать пла­нету с помощью ядерных бомб, задохнуться от перенаселенно­сти и погубить почву вместе со всем растительным миром в ре­зультате использования химических удобрений и пестицидов. Ведь, кроме того, возможно, что наша цивилизация сможет

достичь огромных успехов в развитии технологии, однако при этом большинство людей потеряют покой, будут введены в заблуждение и разочарованы — в частности потому, что наш образ жизни будет постоянно изменяться. Ситуация напоми­нает игру, правила которой постоянно изменяются, так что игрокам никогда не удается понять их до конца. Не совершив самоубийства, никто не может выйти из этой игры, равно как никто не может вернуться к старым правилам или предложить свои собственные.

Однако проблемы человека и технологической цивилиза­ции почти всегда рассматриваются неверно. Говорят, что че­ловечество развивается односторонне — только экономически, без аналогичного роста в моральной сфере. Или, как говорят другие, при всех технических достижениях нет прогресса в образовании и рациональном мышлении. В действительности же проблема здесь более глобальна. Причина всех наших за­труднений кроется в том, как мы чувствуем себя по отноше­нию к остальному миру, что думаем о себе, своей жизни и ее источниках. Мы страдаем потому, что подвержены иллюзии — ложному и искаженному представлению о себе как об от­дельных живых организмах. Большинство из нас ощущает, что «я» — это отдельный центр чувств и поступков, обитаю­щий внутри физического тела и ограниченный его рамками. Этот центр «сталкивается» с «внешним» миром других людей и объектов, взаимодействуя с помощью органов чувств со всей остальной Вселенной, которая представляется ему чуждой и враждебной. Обороты нашей повседневной речи отражают эту иллюзию. «Я пришел в этот мир». «Ты должен противостоять реальности». «Покорение природы».

Однако то, что человек ощущает себя временным одино­ким пришельцем в этот мир, находится в явном противоречии со всем, что говорит о человеке (и других организмах) совре­менная наука. Мы не приходим в этот мир, мы появляемся из него, как листья на дереве. Вселенная «человечится» точно так же, как океан волнуется. Каждый индивид представляет собой целое измерение мира природы, уникальное действие всей Вселенной. Однако большинство из нас если и осознает эту истину непосредственно, то случается это крайне редко. Даже человек, который знает, что это верно теоретически, не чувст­вует и не переживает этого в жизни, продолжая осознавать себя отдельным «эго» в мешке из кожи.

Первым следствием иллюзии отделенности является то, что мы чаще всего относимся к «внешнему» миру враждебно. Мы не перестаем «покорять» природу, пространство, горы, пустыни, бактерий и насекомых вместо того, чтобы научиться жить в гармонии и сотрудничестве с ними. В Америке велики­ми символами этого поколения являются бульдозер и ракета. Первый представляет собой приспособление, с помощью кото­рого холмы превращаются в асфальтированные площадки и маленькие жилые ящички, построенные из всякого мусора, тогда как ракета — это большой фаллический снаряд, кото­рый с ревом продирается сквозь небо. Тем не менее среди нас есть талантливые архитекторы, которые знают, как строить на холмах дома и не вносить при этом диссонанс в пейзаж, а так­же астрономы, которые поняли, что земля уже сама по себе летает в космическом пространстве и что для исследования других миров нам прежде всего нужны чувствительные элек­тронные приборы, которые, подобно глазам, сделают достоя­нием нашего мозга самые удаленные объекты.[1] В основе нашего враждебного отношения в миру, проявляющегося в стремлении покорять природу, лежит непонимание глобальной взаимосвязи всех вещей и явлений — неведение того, что мир вне нашей кожи на самом деле является продолжением наших тел. Если мы не изменим своего отношения к внешнему миру, окружающая среда, которая породила и питает нас, вскоре может исчезнуть с лица земли навсегда.

Еще одним следствием того, что мы чувствуем себя неза­висимыми субъектами во враждебной и большей частью неразумной Вселенной, является отсутствие у нас подлинной чело­веческой системы ценностей — мировоззрения, которое было бы естественным для людей. Все сводится к противоборству. Наши отношения построены на борьбе мнений — «мое» все­гда лучше, чем «твое», — и поэтому верх всегда одерживает мнение более агрессивного и настойчивого (а значит, менее чувствительного) человека. Хаос противоречивых мнений, в котором все решает сила пропаганды, не может быть надеж­ным средством контроля мощных технологических средств, как бы мы ни пытались убедить себя в обратном.

Поэтому может показаться, что человечество нуждатся в гении для того, чтобы изобрести новую религию, жизенную философию или мировоззрение, которое в конце двадцатого века будет убедительным для всех и поэтому станет общепри­нятым. Таким образом каждый индивид сможет приблизиться к целостному видению мира, и его жизнь обретет смысл. По­добные надежды не имеют под собой оснований — и история неоднократно подтверждала это. Религии борются за сферы влияния и конфликтуют друг с другом. С их помощью одни люди стремятся возвыситься над другими. Каждая религиоз­ная система противопоставляет «спасенных» обреченным на «вечное проклятие», подлинно верующих — еретикам, а сво­их сторонников — своим противникам. Даже религиозные ли­бералы играют в игру «Мы более терпимы, чем вы».

Более того, как совокупность догматических взглядов, символических образов и моральных норм религия вскоре пос­ле своего возникновения превращается в организацию, кото­рая ставит своей целью управлять массами. Поэтому ее пред­ставители начинают обосновывать истинность своих убежде­ний и добиваться «чистоты» традиции. Но, как известно, уве­ренность в чем-то всегда основывается на надежде и, следова­тельно, является прикрытием для сомнений и неуверенности в себе. Теперь понятно, почему глашатаи всех религий стре­мятся завербовать себе побольше последователей. Чем больше тех, кто соглашается с нами, тем увереннее мы себя чувству­ем. В конце концов все сводится к тому, чтобы человек счи­тал себя христианином или буддистом, какие бы взгляды он при этом ни исповедовал. Поэтому к традиционному религи­озному учению зачастую насильственно прибавляют новые идеи, которые несовместимы с ним. Это делается исключи­тельно для того, чтобы любой человек мог с чистой совестью сказать: «Я прежде всего являюсь последователем Христа, Будды, Магомета или кого-то еще». Безусловная привержен­ность какой-либо религии — это не просто интеллектуальное самоубийство, это положительное проявление неверия, потому что ум фанатика полностью закрыт для новых возможностей видения мира, тогда как подлинная вера прежде всего подра­зумевает доверие, открытость неизвестному.



Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
  • magiytantra.com.ua
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Магия Пирамид и Ясновидение © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz