Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Ревностный последователь Свидетелей Иеговы однажды пытался убедить меня в том, что если бы Бог действительно любил человечество, Он бы обязательно дал ему книгу, кото­рая могла бы стать для него надежным и незыблемым руково­дством. Я ответил ему, что ни один здравомыслящий Бог не стал бы наносить такой сокрушительный удар по человеческо­му разуму. Ведь в этом случае жизнь человека стала бы одно­образной — ему не нужно было бы ни о чем думать, доста­точно было бы лишь заглядывать в одну книгу, Библию, ко­торая дает ответы на все вопросы. Между тем использование слов, а следовательно и книги, предполагает, что они указы­вают на что-то отличное от себя — на мир жизненного опыта, который включает в себя не только слова или идеи. Книги — это не реальная жизнь точно так же, как деньги — это не на­стоящее, потребляемое богатство. Слепое преклонение перед писаниями подобно употреблению в пищу бумажных денег.

Поэтому я хочу, чтобы книга, которая украдкой про­скользнет из моих рук в руки моих детей, сама была скольз­кой. Читая ее, они должны поскользнуться и попасть в новое измерение — царство чувств и ощущений, а не одних только идей. Она должна стать временно принимаемым лекарством, а не постоянной диетой; исходным пунктом, из которого на­чинается путешествие, а не абсолютным авторитетом на все времена. Они прочтут ее, и этого уже будет достаточно, пото­му что если она будет написана хорошо и понятно, им не нужно будет возвращаться к ней снова и снова в поисках скрыто­го смысла и для прояснения туманных идей.

Нам не нужна новая религия или новая Библия. Нам нужно новое переживание — новое осознание того, что значит «быть собой». Великая тайна жизни (которая, конечно же, и является тем глобальным и секретным знанием) состоит в том, что наше обычное ощущение «я» — это иллюзия или, по край­ней мере, временная роль. Мы играем ее потому, что в детст­ве нам ее навязали — при нашем молчаливом согласии. Нам некого обвинять в этом, потому что, как и в случае гипноза, мы подверглись этому влиянию по сути добровольно. Итак, наиболее тщательно охраняемое из всех существующих на се­годняшний день табу — это табу на знание о том, кто ты та­кой или что такое в действительности, под маской своей от­дельной, независимой и самостоятельной личности. Я не имею здесь в виду дикое фрейдовское «Id» («Оно»), или подсозна­ние, которое якобы скрывается за фасадом нашего эго. Как мы увидим, Фрейд находился под влиянием интеллектуальной моды, которая существовала в девятнадцатом веке и известна нынче под названием «редукционизм». В наши дни так обо­значают странную традицию унижать достоинство человече­ской культуры и разума, сводя ее к случайным и второстепен­ным проявлениям слепых иррациональных сил. Но тогда мно­гим пришлось хорошенько потрудиться, чтобы доказать, что виноград может расти на колючем кустарнике

Как всегда бывает в подобных случаях, мы подавили и не заметили то, что очевиднее всего. Трудность здесь в том, что речь идет о чем-то настолькоочевидном и широкодоступном, что для него почти невозможно подыскать подходящие слова. Немцы называют это Hintergedankc — представление, которое лежит так незаметно на заднем плане нашего ума, что мы даже себе не признаемся в его существовании. Ощущение себя в качестве одинокого и изолированного центра сознания на­столько убедительно и общепринято, гак глубоко вошло в наш язык и мышление, в наши законы и общественные традиции, что мы ни при каких условиях не чувствуем себя кем-то от­личным от этого поверхностного «я» на фоне всей остальной Вселенной. Я кажусь самому себе короткой вспышкой света, которая загорается лишь один раз в течение миллиардов лет. Этот свет появляется вместе с редким, сложным и слишком уж беззащитным организмом, возникшим на гребне биологиче­ской эволюции, где волна жизни разбрызгивается на мириады отдельных, сверкающих всеми цветами радуги капелек, кото­рые существуют лишь на миг, чтобы потом исчезнуть навсе­гда. Находясь под гипнозом подобных идей, я считаю невоз­можными и даже абсурдными всякие попытки осознать, что я живу не в одной лишь капельке, а во всем этом море энергии, которое простирается от галактик до ядерных полей в атомах моего тела. На этом глубинном уровне бытия я невообразимо стар, количество моих проявлений бесконечно, а их приход и уход — это просто пульсации и вибрации одного вечного по­тока энергии.

Трудность осознания всего этого заключается в невозмож­ное! и глубоко понять происходящее с помощью концептуаль­ного мышления. Попытки рационально истолковать истину на­поминают желание заглянуть в свои собственные глаза без всяких вспомогательных приспособлений или стремление опи­сать цвет зеркала с помощью цветов всего того, что отражает­ся в нем. Основание, или «фундамент» нашего существования и восприятия не может быть понят в терминах известных ве­щей точно так же, как видимая картина — это нечто большее, чем совокупность всех объектов, попавших в поле зрения. По­лому мы вынуждены говорить о нем с помощью мифов — то есть с помощью особых метафор, аналогий и образов. Таким образом мы получаем отдаленное представление о том, на что реальность похожа, не указывая при этом, чем конкретно она является. С этой стороны миф — это выдумка, обман, пред­рассудок. Однако с другой стороны «миф» — это полезный и плодотворный образ, с помощью которого мы можем объяс­нить смысл жизни подобно тому, как мы иллюстрируем пове­дение электрических сил, сравнивая их со свойствами воды и ноздуха. Однако, если мы пользуемся «мифом» в этом втором смысле, мы не должны принимать его буквально, точно так же, как мы не путаем электричество с воздухом или водой.

Таким образом, пользуясь мифами, важно научиться за обра­зом чувствовать реальность. В противном случае наше пони­мание будет подобно влезанию на столб, на котором укреплен указательный знак, вместо того, чтобы продолжать путешест­вие в указанном направлении.

Поэтому, когда дети задают мне фундаментальные мета­физические вопросы, которые иногда естественно возникают у них, я пытаюсь давать им ответы в виде мифа. Отвечая на вопросы типа «Откуда взялся мир?», «Почему Бог его соз­дал?», «Куда уходят люди, когда умирают?», я снова и снова убеждаюсь, что мой простой рассказ вполне удовлетворяет их. Он звучит приблизительно так:

Нельзя указать время возникновения мира, потому что он повторяет­ся снова и снова подобно тому, как двигаясь по кругу, мы будем снова и снова возвращаться в одно и тоже место. Ведь окружность нигде не начинается и нигде не заканчивается Посмотри на мои часы, по которым я узнаю время, стрелки часов движутся по кругу, и точ­но так же мир повторяется снова и снова. Смотри, часовая стрелка поднимается по циферблату вверх от шести до двенадцати, а затем опускается вниз от двенадцати до шести Подобно этому есть день и есть ночь, можно бодрствовать, а можно спать, люди живут и умира­ют, приходит лето, а затем зима Ты не можешь жить так, чтобы у тебя все время было только что-то одно и не было другого Ведь ты не мог бы знать, что такое черный цвет, если бы ты никогда не видел его рядом с белым

Подобно этому бывает так, что мир есть, но бывает и так, что его нет. Ведь если бы мир шел все время только вперед и вперед, он бы ужасно наскучил себе. Поэтому он появляется, а затем исчезает. Ты то видишь его, то не видишь. После ис­чезновения он всегда возвращается снова, потому что он ни­когда не успевает окончательно надоесть самому себе. Это напоминает твое дыхание: ты делаешь вдох, а затем выдох, снова вдох и снова выдох, но если ты попытаешься один раз вдохнуть и больше никогда не выдыхать, тебе вскоре станет плохо. Еще это похоже на игру в прятки, потому что интерес­но всегда находить новое место для того, чтобы спрятаться. Вспомни о том, что тебе не нравится играть с друзьями, кото­рые прячутся всегда в одном и том же месте.

Бог тоже любит играть в прятки, но Ему не с кем играть, кроме Самого Себя, потому что кроме Бога в мире никого больше нет. Однако для того, чтобы выйти из этого затрудне­ния, Он притворяется, что не является Собой. Таким образом Ему удается спрятаться от Себя. Бог притворяется, что Он — это ты и я, и все люди в мире, все животные, все растения, все камни и все звезды. Когда Он играет Сам с Собой таким образом, у Него бывают необыкновенные и удивительные при­ключения, среди которых есть страшные и даже ужасные. Однако все они просто напоминают плохие сны, потому что когда Бог просыпается, все, что Ему снилось, исчезает.

Вот и получается, что когда Бог прячется и притворяется тобой или мной, Он делает это очень ловко. Поэтому для того чтобы найти Себя, Ему может потребоваться довольно продол­жительное время. Но этот долгий поиск очень интересен — именно на него Бог рассчитывал, когда начинал игру. Он не хочет найти Себя слишком быстро, ведь так играть было бы не интересно. Вот почему тебе и мне так трудно обнаружить, что на самом деле мы — это Бог в маске, играющий наши роли. Но после того, как игра закончится, все мы проснемся, перестанем притворяться и вспомним, что мы — одно Я — Бог, являющийся всем тем, что есть в мире, и живущий веки вечные.

Тебе, конечно, следует помнить, что Бог не похож на че­ловека. У человека есть тело, и поэтому всегда существует что-то снаружи тела. Если бы снаружи ничего не было, мы бы не смогли заметить различие между тем, что снаружи, и тем, что внутри. Но у Бога нет тела, потому что он охватывает Собой все и ничто не лежит вне Его. (Если ребенок уже достаточно смышленый, то в этом месте рассказа я показываю ему ленту Мёбиуса — полоску бумаги, склеенную в колечко так, что у него есть только одна сторона и один край). Для Бога внут­реннее и внешнее — это одно и то же. И хотя я говорил о Боге «Он», а не «Она», в действительности Бог — это не мужчина и не женщина. Я не говорю о Боге «Оно», потому что в анг­лийском языке так называют лишь неживые веши.

Бог — это Я целого мира, но ты не можешь видеть Его по той же самой причине, по которой без зеркала ты не мо­жешь заглянуть в собственные глаза. Ты не можешь видеть свои глаза точно так же, как ты не в состоянии укусить свои зубы или посмотреть, что творится внутри твоей головы. Твое «я» спрятано так искусно потому, что в тебе прячется Сам Бог.

Ты можешь спросить, почему Бог иногда прячется в об­лике ужасных людей и почему Он иногда притворяется теми, кто страдает от страшных болезней и несчастий. Чтобы понять это, вспомни прежде всего о том, что Он фактически не под­вергает опасности никого, кроме Себя. Вспомни также и о том, что почти во всех сказках, которые тебе нравятся, кроме хо­роших героев есть еще и плохие. И вся увлекательность пове­ствования в том и состоит, чтобы узнать, как добрые герои победят злых. То же самое получается, когда мы играем в карты. В начале игры мы хорошенько перетасовываем их, что соответствует поступкам плохих людей. Но смысл игры в кар­ты в том, чтобы привести в порядок всю эту путаницу. Тот, кто сделает это лучше других, становится победителем. Затем мы перетасовываем карты еще раз и начинаем игру сначала. Точно так же обстоят дела с миром, в котором мы живем».

Эта история по сути своей — миф, она не претендует на то, чтобы быть научным описанием происходящего в действи­тельности. Она уподобляет мир игре или драме, называет Иг­рока затасканным словом «Бог» и пригодна лишь для получе­ния общего представления о том, на что похоже реальное положение вещей. Я использую этот миф точно так же, как астрономы для объяснения расширения Вселенной надувают черный воздушный шарик с белыми точками, обозначающими галактики. Но для большинства детей и многих взрослых этот миф оказывается простым, понятным и увлекательным. По сравнению с ним другие символические описания мира вы­глядят грубыми, запутанными и невразумительными. Однако многие люди считают, что безоговорочное принятие в качест­ве истины тех туманных утверждений и неочевидных анало­гий, которые предлагают им религии, является испытанием глубины их веры. «Я верю, — сказал христианин Тертуллиан, — потому что это абсурдно».

Но самостоятельно мыслящие люди не принимают на веру идеи лишь на том основании, что они абсурдны. Они не чув­ствуют себя обязанными верить в чудеса и непонятные утвер­ждения. В этом они отличаются от Авраама, который почув­ствовал долг перед Богом, состоящий в необходимости принес­ти в жертву своего сына Исаака. Т.Джордж Харрис говорит об этом так:

В прошлом процветали социальные иерархии, в которых повелитель всегда наказывал своих подчиненных за малейшую ошибку. Поэтому люди привыкли чувствовать присутствие суровых авторитетов на ка­ждом этапе «пути вверх» Однако в наши дни всеобщей свободы мы не чувствуем больше этого бремени. Со времени появления книг док­тора Спока в семьях почти не осталось отцов, которые бы напомина­ли Бога Иегову. Поэтому в наше время подсознание большинства людей не стремится завоевать снисхождение гневного Бога на небе­сах.

Однако он продолжает:

Наше поколение познало холод ада и одиночество заточения в этой жизни без Бога, Который мог бы проклясть или даровать спасение. До тех пор пока человек не обнаружит, что он находится в ловушке, и собственными силами не достигнет. . «Первоосновы Бытия», у него полностью отсутствует понимание смысла своего существования. Ог­раниченный, пустой человек знает лишь то, что вскоре его не станет Поскольку эта жизнь бессмысленна, а будущей жизни он не видит, он не является полноценным живым гуществом и обречен на одино­чество и смерть.[2]

Поль Тиллих обезвредил слово «Бог», назвав его «Пер­воосновой Бытия» (Ultimate Ground of Being). Это понятие имеет тот же смысл, что и «высшее Я этого мира» — термин, который я использовал в своей сказочке для детей. Однако особенность моей истории в том, что она незаметно создаст у ребенка впечатление, что Первооснова Бытия — это он сам.

Речь, конечно же, идет не о той личности, которую Первоос­нова принимает или которой она притворяется, а о том глу­бинном Я, которое невозможно наблюдать в себе, потому что оно-то как раз и является наблюдателем. Итак, вот тайна тайн и запрет всех запретов: ты есть ЭТО!

Однако признавать это в нашей культурной среде означа­ет дать повод для подозрений в сумасшествии, сказать самое страшное из богохульств и продемонстрировать свое глубочай­шее невежество. Мы верим, что подобные заключения пред­ставляют собой предел мегаломании — раздувания своего эго до полной абсурдности. Мы развиваем эго с одной стороны, но ограничиваем его с другой. Из поколения в поколение мы выбиваем дурь из наших детей, приучая их «знать свое место» — вести себя, мыслить и чувствовать так, чтобы их скром­ность соответствовала их положению маленьких эго среди многих других маленькихэго. Моя мать часто повторяла: «Не думай, что на тебе свет клином сошелся!» Каждый, кто в сво­ем здравом уме верит, что он — Бог, должен быть распят на кресте или сожжен на костре. Однако теперь мы, как прави­ло, поступаем с такими людьми более гуманно, потому что убеждены, что в своем здравом уме никто не может верить в такую бессмыслицу. Только несчастный идиот может считать себя всемогущим властителем мира и ожидать, что все будут падать ниц перед ним и поклоняться ему.

Но мы убеждены в этом потому, что считаем Бога Царем Вселенной, Абсолютным Технократом, который лично и соз­нательно контролирует каждую деталь своего космоса, — но в моей истории речь шла не о таком Боге. На самом деле это вовсе не моя история, потому что каждый, кто знаком с вос­точными религиями, знает, что она происходит из древней Индии и является мифом о сотворении мира в философии веданты. Веданта — это учение «Упанишад», сборника диа­логов, историй и стихов, среди которых есть и тс, что восхо­дят по крайней мере к VIII в. до н.э. Проницательные индусы не считают Бога своеобразной, независимой ни от кого сверх­личностью, которая управляет миром как монарх. Их Бог ско­рее находится «под» всем, а не «над» всем, играя мир изнутри. Если считать, что религия — это опиум народа, то в таком случае можно сказать, что индусы принимают его внутрь Более того, ни один индус не думает, что только он является замаскированным Богом, а все остальные и все ос­тальное нет. С точки зрения философии веданты кроме Бога ничего вообще не существует. Реальность объектов, отличных от Бога, только кажется, потому что они Ему снятся, и под их прикрытием Он может спрятаться для того, чтобы поиграть с Собой в прятки. Поэтому Вселенная отдельных вещей ка­жется реальной не вечно, а лишь в течение некоторого време­ни. Она появляется, когда Я прячется, и исчезает, когда Я вновь находит себя.

Но веданта — это намного больше, чем идея об этом или вера в то, что все это реально имеет место. Ведь ее смысл в том, чтобы привести человека к переживанию, к непосредст­венному постижению того, как все есть. .Именно поэтому она может так решительно изменить наше видение мира. Она его выворачивает внешним внутрь, а изнанкой наружу. Сходным образом звучит высказывание, приписываемое Христу:

Когда ты сделаешь двоих одним,

когда внешнее для тебя станет внутренним,

а внутреннее — внешним,

когда то, что сверху, окажется внизу...

тогда ты войдешь [в Царство]...

Я — свет, который сияет над всеми,

Я — все, и все исходит из Меня и

Возвращается в Меня. Расколи кусок дерева,

и Я буду там; подними камень, и в нем

Ты найдешь Меня.[3]


Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • magiytantra.com.ua
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Магия Пирамид и Ясновидение © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz